Техническая эксплуатация авиационной тех­ники

«Мы живем в эпоху, когда расстояния от самых без­умных фантазий до совершенно реальной действитель­ности сокращаются с невероятной быстротой», — гово­рил замечательный русский писатель Алексей Макси­мович Горький. Эти слова как нельзя лучше характери­зуют прогресс авиационной науки и техники.

И действительно, ни одна отрасль техники не разви­валась так быстро, как авиация. На глазах одного поколения самолет прошел путь чудесного превращения из предмета рискованного спорта в технически совер­шенную машину, покрывающую тысячакилометровые расстояния с огромной скоростью и поднимающую лю­дей в стратосферу. А запуск советских космических ко­раблей является убедительным доказательством того, что открыты поистине безграничные возможности для увеличения скоростей, высот и дальности полетов лета­тельных аппаратов.

Благодаря неустанным заботам Коммунистической партии и Советского правительства, героическому и творческому труду советского народа наша авиация оснащена первоклассной техникой. Развитие авиацион­ной техники неразрывно связано с внедрением новых силовых установок, совершенных аэродинамических конструкций, гидравлических, газовых и электрических систем, новейших устройств автоматики, радиоэлектро­ники и вычислительной техники.

Технически правильное и эффективное использование авиационной техники, различные инженерные расчеты, прогрессивные способы эксплуатации в настоящее время в своем большинстве строятся на основе современной эксплуатационной науки. Наряду с этим организация технической эксплуатации (обслуживания) базируется на использовании совершенных форм и методов подго­товки авиационной техники к полетам, Ирименении но­вейших автоматических м автоматизированных средств ее контроля и аэродромно-технического обеспечения.

Сейчас трудно себе представить техническую эксплу­атацию авиационных парков, где бы не применялись новейшие средства инструментального контроля, на­стройки, регулировки и подготовки авиационной тех­ники.

Эксплуатация авиационной техники осуществляется личным составом авиационных парков. Ее высокий тех­нический уровень достигается глубокими знаниями тео­ретических основ устройства и конструкции авиацион­ной техники, твердыми практическими навыками в под­готовке ее к полетам, выполнением регламентных работ и ремонта, в проверке технического состояния, органи­зации хранения, а также строгим соблюдением правил эксплуатации.

Нельзя успешно эксплуатировать и готовить к поле­там авиационную технику без использования в повсе­дневной работе опыта и прогрессивных методов эксплу­атации. Поэтому обобщение и распространение передо­вого опыта эксплуатации и внедрение рациональных методов выполнения операций контроля, ремонта и про­верок составляют неотъемлемую часть работы по обес­печению надежности и безопасности полетов.

Предлагаемая читателям книга «Техническая экс­плуатация авиационной техники» является практическим пособием для инженерного и технического состава по освоению и внедрению передового опыта технической эксплуатации авиационной техники, современных мето­дов обеспечения высокой эксплуатационной надежности и постоянной готовности к полетам самолетов различ­ных типов.

В разделах книги, содержащих практические реко­мендации по вопросам улучшения технической эксплуа­тации* ухода и сбережения авиационной техники и по — иышения производительности труда инженерно-техниче­ского состава, а также по вопросам обеспечения надежности и безопасности полетов, отражен много лет — пни опыт отечественной и зарубежной военной авиации, авиации ГВФ и ДОСААФ.

Авторы считали необходимым уделить основное вни­мание технической эксплуатации, выполнению регла­ментных и ремонтных работ, уходу за авиационной тех­никой и ее хранению. При этом особое место занимают вопросы повышения эффективности контроля работо­способности и изменений технического, состояния авиа­ционной техники, вопросы выполнения регламентных и ремонтных работ в сжатые сроки при высоком каче­стве. * . .

В книге излагаются материалы по анализу техниче­ского состояния агрегатов, их узлов и деталей, а также по исследованиям причин отказов и дефектов авиаци­онной техники. Приводятся хорошо зарекомендовавшие себя методики и организационные схемы, применяемые при изучении неисправностей.

Коротко излагаются современные методы дефекто­скопии и приводятся характерные примеры решения за­дач по определению основной причины, приведшей к от­казу. Описываются приемы воспроизведения условий разрушения деталей, приведших к отказу.

Кроме того, в книге рассматриваются инженерные расчеты по расходу и восстановлению ресурса самолет­ного парка, даются некоторые рекомендации по расчету дальности и продолжительности полета, по организации эффективного использования авиационной техники во время проведения полетов.

Книга состоит из шести глав. Глава 1 написана Майоровым А. В. и Соломоновым П. А., глава 2 — Го­ленко В. Г. и Александровым В. Г., глава 3 — Выржи — ковским Б. В. и Янковским Ф. Г., глава 4 — Ивле­вым С. П. и Пашестюком А. М., глава 5 — Александро­вым В. Г., Мырцимовым В. В. и Майоровым А. В.,, глава б — Александровым В. Г., Соломоновым П. А. и Пашестюком А. М.

Руководитель авторского коллектива Александ­ров В. Г.

Авторский коллектив выражает благодарность инже­нерам Чиркову И. В., Яровому Ф. П., К а л а ш-

нику Г. И. и всем другим товарищам за ценные пред­ложения, замечания и большую помощь, оказанную при подготовке рукописи и ее доработке.

Данная работа является первой попыткой обобщить материалы по технической эксплуатации авиационной техники. По этой причине, а также из-за ограниченности объема книги авторы, естественно, не могли одинаково полно изложить все вопросы этой обширной темы.

Отзывы, замечания и пожелания по содержанию труда просим присылать по адресу: Москва, К-160, Военное издательство..

АВТОРЫ

і

г